Пока я не готов полностью отдать себя политике – Василий Рочев

16 июля 2013 - 17:35

Новым героем цикла интервью с известными спортсменами и тренерами Республики Коми стал прославленный лыжник, чемпион Мира, призер Олимпийских игр-2006 Василий Рочев.

- Василий Васильевич, титулов ваших не перечесть. Однако какую медаль считаете самой важной в своей карьере?

- Все же это будет "бронза" Олимпиады в Турина. Тогда мы в паре с Иваном Алыповым смогли ворваться на пьедестал почета, что удивило, наверное, многих. Это была наша скромная победа для страны, нашей республики.

- Равно как и удивила ваша победа годом ранее на чемпионате Мира в Оберстдорфе.

- Конечно. Меня тогда соперники не рассматривали как серьезного конкурента. У меня был статус "темной лошадки", он и сыграл свою роль.

- Помните, все перипетии полуфинала-финала спринта в том 2005 году?

- Да. И полуфинал, и финал я отлично помню. В полуфинале столкнулся с норвежцем Оддом Бьорном Хьелмесетом перед выходом на финишную прямую. Мне нужно было пройти его по внутреннему радиусу, на финишном спуске, но все было в рамках правил.

- О чем подумали в тот момент?

- Честно, ни о чем, кроме финишной черты. Во время гонки надо не думать, а доверять чувствам и наработанным инстинктам, и просто бежать к финишу. Это залог успеха.

- Список финалистов тогда ведь определился по фотофинишу. Волновались?

- Нет. Боковым зрением я видел, что опередил норвежца, поэтому был уверен: я прошел в финал. Но эта гонка была одной из самых интересных в моей карьере. Хьелмесет, кстати, сейчас работает комментатором на норвежском телевидении. Комментирует лыжные гонки, которыми там вся страна, в хорошем смысле слова, «больна». Мы с ним иногда видимся, общаемся и полуфинал 2005 года всегда вспоминаем. Обиды у него не осталось. Норвежцы - и Хьелмесет, и Тор-Арне Хетланд - меня после того забега зауважали.

- Казалось, что во время подъема норвежцы хотели "зажать" вас, не выпустить вперед...

- Не думаю, что они делали это спланированно. Это настолько индивидуальные спортсмены, что им важнее не командная тактика, а личная победа…

- … которой они тогда не добились. Финал вам дался даже намного легче. Однако Хетланд, как и в полуфинале, постарался убежать на подъеме.

- Более того, убежал намного. На подъеме я заметил, что безнадежно от нас отстал один швед, то есть "бронза" была уже в кармане. Это меня воодушевило. На подъеме я успел обогнать другого шведа, Тобиаса Фредрикссона, затем включил все обороты и к концу спуска сумел догнать норвежца. То ли он рано поверил в свою победу и сбавил скорость, то ли просто устал после рывка на подъеме. На финишной прямой я обогнал и его.

- Помимо "золота" у вас в активе еще два "серебра" чемпионатов Мира. Чего не хватило для победы?

- Это уже в 2007 году. Чемпионат проходил в Саппоро. Первое "серебро" было у меня в командном спринте с Николаем Мориловым, тогда еще молодым перспективным спортсменом. Я должен был выступать с Николаем Панкратовым, но из-за проблем с гемоглобином тренерский штаб принял решение срочно искать ему замену. Получается, что тренеры не прогадали. Коля Морилов отлично отпахал свои этапы. Ну, а чего не хватило... Не знаю. Соперник просто был сильнее, но и разделили нас считанные сантиметры на финише.

- А второе "серебро"?

- А второе мы завоевали в эстафете в составе: Коля Панкратов , я, Саша Легков и Женя Дементьев. На первых двух этапах мы с норвежцами и шведами убежали от немцев и итальянцев - тоже серьезных соперников и претендентов на медаль. Так, три команды и бежали вместе до конца эстафеты. А что и тут помешало... Петтер Нортуг. У него уже тогда было почти невозможно выиграть финиш. Не смог это сделать и Дементьев, хотя, к Жене никаких претензий ни у кого не было - он свой этап отработал идеально.

- Кстати, если говорить о сборной России, то именно в ней вы и познакомились с супругой.

- Да, в 2005 году. Так сошлись звезды. Если два человека созданы друг для друга, то рано или поздно они встретятся. Вообще, я в сборную стал привлекаться в 2001 году. И тогда у всех лыжников моего возраста была мечта - взять автограф у Юли Чепаловой. Юля уже на тот момент была известна на весь мир. Она еще в юниорском возрасте показывала такие результаты, что могла спокойно выигрывать взрослые соревнования, но, к сожалению, политика Федерации лыжных гонок России была таковой, что ей пришлось пройти все ступени отбора по возрастам. Когда же она вышла во взрослый спорт, ее уже никто не мог остановить.

- Первое олимпийское "золото" Ю. Чепалова выиграла в 1998 году. Смотрели ту гонку?

- Конечно. Мне тогда было 18 лет, я смотрел тот забег по центральному телевидению. Да и вообще, мы семьей следили за лыжным соревнованиями, там же выступали и лыжники из Коми - Владимир Леготин и Андрей Нутрихин. Потом ездили в аэропорт, встречали их. Но, конечно, и не думал даже, что через семь лет лично познакомлюсь с Юлей.

- Помните, как делали предложение?

- В домашней обстановке. Если вы имеете в виду особый какой-нибудь романтизм или пафос, то этого ничего не было. Предложил ей обвенчаться. Юля долго думала, но согласилась. Для нас это, действительно, важный момент. Мы оба крещеные, верующие. Лично для меня венчание значит куда больше, чем штамп в паспорте. Священник долго не хотел нас венчать, так как мы официально не расписаны, но общий язык найти удалось. Мне кажется, законы церкви не должны быть под диктовку закона общества. Если два человека хотят быть вместе, если их души родны, то им не должны мешать.

- Детей у вас...

- Трое. Олеся -дочь Юли от предыдущего брака, и наши общие дети, Василина и Василий. Но для меня все трое равны. Я не делю детей в семье на своих - не своих. Они мои, они наши.

- Сколько им сейчас?

- Олесе - 10 лет, Василине - 6, Василию - полтора годика.

- В спорт не думаете отдавать?

- А они и так в спорте. Олеся, считаю, уже профессионально занимается бальными танцами. Стала примером для средней. Василине теперь тоже нравиться и танцевать и смотреть, как танцует старшая сестра. И этим дети заразили буквально всю семью. Я стал ходить на соревнования по бальным танцам только из-за них. Скажу вам: это, действительно, спорт. Мой отец, Василий Павлович, тоже скептически относился к увлечению внучек. Но, когда вернулся из Кирова, где Олеся с партнером заняла первое место на соревнованиях, то в красках все рассказал. Еще и удивился, мол, как они выдерживают такие нагрузки. А супруга так и вовсе по уши ушла в бальные танцы. Едва ли не все свободное время проводит на них с детьми.

- А младший Василий? Есть на него уже какие-то планы?

- Особых планов на детей у нас не было. То есть, мы не стремимся их, во что бы то ни стало, отдать в спорт, в лыжные гонки. Мы с Юлей знаем, что это такое. Но и противиться, если кто-нибудь из них решит заняться спортом профессионально, тоже не будем. Наоборот, поможем. Пока же Вася любит гоняться за курицами и петухами на даче у деда. Он вообще активный ребенок.

- Но на лыжи-то поставите?

- Конечно. Мы всей семьей, когда есть возможность, делаем лыжные прогулки. Девочки уже неплохо бегают. Олеся, например, на соревнованиях за школу выступает. Ей это нравится, но живет она именно бальными танцами.

- А учится она как?

- Год закончила без "троек". Не скажу, что круглая отличница, но, главное, в свои десять лет она поняла, что учиться надо. Есть предметы, которые Олесе даются тяжело, но она старается их освоить, понимает, что в жизни пригодится. Вряд ли можно сказать, что ей нравится учиться. Но я в свои школьные годы тоже не был в восторге от учебного процесса.

- Как и многие школьники. Поверьте. Но не многим посчастливилось родиться в лыжной семье, где лыжным спортом занимаются абсолютно все.

- Да, и я поэтому часто вспоминаю свое детство. Мой старший брат Анатолий всегда был для меня ориентиром, разумеется, после отца. Мы часто с ним и с сестрой Ольгой (ныне Щучкиной) бегали наперегонки. У нас вообще была и есть крепкая семья. С Толиком мы даже однажды выиграли вдвоем "золото "чемпионата России в командном спринте. Сейчас он уже завершил карьеру, работает тренером в Центре подготовки сборных команд Коми. Оля выступает за Тюмень.

- В семейных стартах каких-нибудь участвуете?

- Обязательно. Например, в 2005 году участвовали в семейных соревнованиях в Москве. Как раз я, Толик и Оля. Причем, выиграли их. Для меня это знаковые соревнования. Они еще больше сплотили нас. Семья - это самое дорогое, что у меня есть. Недавно нас в Сыктывкаре звали на "Бег в ползунках". Но для них наши старшие дети великоваты, а младший - маловат. А так лыжный клуб Рочевых учредил открытые соревнования "Новогодняя эстафета", которые вот уже два года проводились 31 декабря на РЛК имени Раисы Сметаниной. Заявки принимаются только от семейных команд. Должен присутствовать ребенок и мама с папой.

- Ограничения по детям есть?

- Первоначальное ограничение было - ребенок до 16 лет. Основной же критерий - умение передвигаться на лыжах. Но в этом году, думаю, мы немного пересмотрим правила. Все же тяжело бороться маленьким детям с юношами. Либо на группы разделим, либо сделаем возрастные гандикапы, либо введем порог общего возраста. В любом случае, у нас всегда были одинаковые призы. Стимула побеждать особого, может, и нет, но все довольны, всем нравится. В соревнованиях могут принять участие даже неподготовленные люди.

- А у вас что в личных ближайших планах?

- Я - играющий тренер в русской марафонской команде, которая была создана в этом году для участия во всемирной известной серии "Ски-классик". Ее еще называют чемпионатом Мира по марафонам. Настолько эта серия известна, знакова и престижна. Участвовал в ней и в прошлом, и в позапрошлом годах, но тогда команда была под другим названием. Обычные стандартные гонки мне стали за последнее время не так интересны. Не надоели, но я не получаю должного морального удовлетворения, поэтому и решил переквалифицироваться. Но я также в новом сезоне буду представлять Коми на Кубке и чемпионате России.

- На последнем чемпионате страны, который в этом году прошел в Сыктывкаре, вы с командой республики взошли на пьедестал почета в эстафете. Как оцените ту гонку?

- Она была весьма интересна. Я не припомню сейчас гонок, в которых уже с первых метров лидеры бы пытались оторваться от других команд. В итоге, трио из Ханты-Мансийского АО, Удмуртии и Коми убежало далеко вперед. Итоговым третьим местом мы были довольны. На последнем этапе за республику бежал Антон Зюзев, но надо понимать, что компания, в которой он оказался, а это Максим Вылегжанин и Александр Легков, ему не по зубам. Это сильнейшие лыжники не просто страны, но и мира. И то, что Антон приехал к финишу с ними - это уже успех.

- Если учитывать, что до этого команда Коми два сезона была без эстафетных медалей.

- Да, это 2011 и 2012 года. В прошлом году меня не было на эстафете, так как в то же время рожала Юля. В 2011 вышел неприятный инцидент. Андрей Парфенов, тогда выступавший за Коми, предложил составить первую команду Коми по своим личным предпочтениям и отношениям к спортсменам. Спор был недолгим, право и возможность ему были предоставлены. Нас же поставили во вторую. Но вышло "ни себе, ни людям". В итоге, как раз моя команда стала четвертой, а их - шестой.

- Когда от Коми ждать "золота"?

- Сложный вопрос. Нельзя говорить, что уровень лыжных гонок в республике упал. Наоборот, он стабильно высок. Просто не так выделяется на фоне резкого скачка в конкуренции. Да и надо было взять небольшую паузу. Сборная Коми в одно время была просто непобедима. Были моменты, когда наши две команды занимали первые два места, причем, не так давно. Сейчас же уровень соперников вырос. Мы пытаемся, развиваемся. Хотя, может, годы взяли свое, и команда требует новые, свежие силы. Но у нас есть молодые талантливые ребята: Виценко, Вокуев, Семиков, Дуркин, Емельяненко... Быть может, кто-нибудь из них в ближайшее время заявит о себе, и журналисты с меня переключатся на них.

- То, что чемпионат России-2013 проходил в Сыктывкаре, помогало?

- Конечно. Фразу "дома и стены помогают" не просто так придумали. Да, мы побеждали и в других городах, но на родном комплексе кататься всегда приятнее. Обидно, что следующий чемпионат вновь пройдет не у нас.

- Но, если не ошибаюсь, место проведения еще не выбрали?

- Ну, у меня нет стопроцентной информации, но многое и многие говорят, что следующий чемпионат пройдет в Ханты-Мансийске.

- Значит, еще не факт. Вы вот сказали, что верующий человек. А есть ли у вас какие-нибудь суеверия?

- Нет, счастливый костюм я не надеваю, встаю всегда с разных ног, пятачки в обувь не кладу. У меня вообще каждый день складывается по-разному. Вспомнился сразу Турин и Женя Дементьев, выигравший дуатлон. Гонка далась ему необычайно тяжело. Он несколько дней потом морально отходил, а когда отошел, сказал нам, мол, проснулся в тот день (день дуатлона), подошел к окну и сказал: "Какой прекрасный день для победы". Он, конечно, шутил. Но все же история забавна.

- Помимо спорта, вы занимаетесь и политикой, будучи депутатом Совета Сыктывкара. Мешает ли одно другому?

- Не думаю. Однако тяжело совмещать эти два занятия. Пока я не готов полностью отдать себя политике. Я в ней не настолько хорош, как в спорте, однако учусь, стараюсь стать профессионалом и в ней. Это сложно, но, уверен, все получится.

- Чего мы вам искренне и желаем. Спасибо за беседу.

Система Orphus

Отправить комментарий