Алексей Вешняков: «Сотрудник дежурной части полиции ежесекундно должен быть готов к нестандартным ситуациям»

28 марта 2014 - 13:36

28 марта свой профессиональный праздник отмечают сотрудники дежурных частей полиции. Это подразделение, с одной стороны, на виду у населения, а с другой – мало кто знает, насколько важна, сложна и ответственная эта служба. Начальник Дежурной части МВД по Республике Коми майор полиции Алексей Вешняков приоткрыл завесу и рассказал о некоторых особенностях службы в дежурной части.

– Алексей Альбертович, дежурную часть МВД называют по-разному: это и «начало всех начал», и «зеркало полиции», и «сердце полиции». Вам какое определение ближе?

– Начну с того, что дежурная часть – это лицо полиции. Ведь любой гражданин, придя в орган внутренних дел, обращается в первую очередь именно в дежурную часть. И первый сотрудник, который его встречает, – это оперативный дежурный. От того, какое впечатление сложится у гражданина в результате общения с полицейским, такое впечатление у него сложится и о всей структуре. Поэтому дежурная часть – это и зеркало полиции.

Дежурную часть совершенно справедливо называют сердцем полиции. А что такое сердце? Это мотор. Как у человека, если сердце функционирует исправно, то и весь организм функционирует исправно. В полиции то же самое: если дежурная часть работает слаженно, оперативно и грамотно реагирует на обращения граждан, на изменения оперативной обстановки, то и все подразделения полиции будут работать четко.

– Каков принцип работы дежурной части?

– Стоит сначала озвучить задачи, которые стоят перед дежурными частями. Назову основные. Во-первых, это сбор, обработка и доклад руководителю органа внутренних дел информации об оперативной обстановке. Во-вторых, прием заявлений, сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях. В-третьих, обеспечение оперативного реагирования на них и осуществление контроля за своевременностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях.

В задачи дежурной части непосредственно МВД по Республике Коми также входит контроль над деятельностью дежурных частей, подразделений, учреждений органов внутренних дел в городах и районах республики. Всего их 26. То есть к нам стекается вся оперативная информация: о любом происшествии или преступлении в любом населенном пункте республики. При необходимости мы оказываем консультативную помощь, обеспечиваем взаимодействие между горрайорганами, а также взаимодействие с органами внутренних дел соседних регионов. Например, Архангельской, Кировской областями и так далее.

Насколько это важно, на мой взгляд, доказывают примеры из жизни. Однажды из Усть-Вымского района поступило сообщение о том, что совершена кража сотовых телефонов. Была похищена довольно большая партия. Дежурная часть МВД по Коми довела эту оперативную информацию по всем территориальным подразделениям. Нам не было известно, на чем передвигаются злоумышленники, какие телефоны похищены. Но несмотря на это, спустя два часа в Сыктывкаре нарядом вневедомственной охраны при проверке автотранспортного средства похищенные телефоны были обнаружены.

Что касается непосредственно обращений граждан, то при поступлении в дежурную часть городского или районного отдела полиции звонка или любого другого сообщения о происшествии или преступлении, дежурная часть запускает сложный механизм. Первое – необходимо быстро сориентироваться, куда и кого из наружных служб полиции направлять, чтобы оперативно перекрыть, к примеру, пути отступления подозреваемому. В больших городах, таких как Сыктывкар, на улицах дежурят достаточно большое количество нарядов: это и сотрудники патрульно-постовой службы, отдела вневедомственной охраны и наряды инспекторов дорожного движения. Оперативный дежурный должен владеть информацией о том, какой наряд, где находится, кто из них ближе других находится к месту преступления. А если ситуация такая, что потребуется введение усиленного режима? То есть оперативному дежурному мало просто владеть знаниями нормативно-правовых актов и инструкций, важно еще обладать выдержкой и интуицией, чтобы оперативно ориентироваться во всех обстоятельствах и грамотно реагировать на происходящее.

- Какими качествами, на Ваш взгляд, помимо оперативности, должны обладать сотрудники дежурной части?

– В дежурную часть приходят служить, как правило, сотрудники из других подразделений. То есть сотрудники с опытом работы в следствии, либо в уголовном розыске, либо в службе участковых уполномоченных полиции. Причем с огромным опытом работы. Но помимо опыта, на мой взгляд, сотрудник дежурной части должен обладать максимальной психологической уравновешенностью, стрессоустойчивостью, высоким уровнем культуры и интеллекта. Сотрудник дежурной части полиции ежесекундно должен быть готов к нестандартным ситуациям.

Безусловно, очень важно для сотрудников дежурных частей умение выстраивать диалог, быть своего рода психологами? Как правило, обращаясь в дежурную часть по телефону либо лично, граждане находятся в состоянии душевного волнения, испуга или стресса. Они не всегда могут ясно и четко изложить свои мысли, поэтому дежурный должен помочь гражданинам, найти индивидуальный подход к каждому человеку, чтобы получить максимум информации, которая позволит, возможно, раскрыть преступление по горячим следам.

Кроме того, помимо оперативности надо обладать немалой долей терпения и выдержки. Звонков в дежурную часть поступает огромное количество. В городах республики в сутки регистрируется в среднем 350-450 различных происшествий и преступлений. Это единственное подразделение полиции, которое работает круглосуточно (без перерыва на обед), без праздников и выходных

Ни днем, ни ночью работа дежурных частей не останавливается ни на минуту. Беспрестанно звонят телефоны, ведутся переговоры по рации..

Я бы сказал, что телефон не замолкает ни на минуту. И далеко не все звонки, что называется, по адресу. Кто-то ошибся номером, кому-то нужна справочная информация, кто-то не может дождаться такси. И на все, повторю, на все звонки дежурный должен ответить.

– Сотрудники полиции, в частности, следствия, уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции регулярно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства. А среди дежурных частей такие конкурсы проводятся?

– Конечно. Один раз в три года среди сотрудников дежурных частей проводится конкурс за звание «Лучший по профессии». Конкурс проводится в целях совершенствования профессионального мастерства, развития у сотрудников высоких моральных качеств, поощрения наиболее профессионально грамотных, компетентных сотрудников.

Конкурс профессионального мастерства среди сотрудников дежурных частей проходит в три этапа.Сначала лучших выбирают в городских и районных отделах полиции. Затем региональный этап, а потом – Всероссийский.

Участники конкурса держат экзамены на знание основ правовой, медицинской, технико-криминалистической подготовки, выполняют упражнения курса стрельб из пистолета Макарова, а также соревнуются в беге и в боевых приемах борьбы.

Наши сотрудники показывают достаточно высокие результаты, занимая призовые места на заключительных Всероссийских этапах конкурсов профессионального мастерства. Например, в 2010 году начальник смены дежурной части МВД по Республике Коми подполковник полиции Александр Габов занял третье место по России.

– Алексей Альбертович, что Вы хотели бы пожелать коллегам, сотрудникам и ветеранам дежурных частей?

– Хочу, во-первых, поблагодарить всех сотрудников полиции за нелегкую службу, которую они несут и в праздники, и в будни несут, порой не считаясь с личным временем. Особые слова благодарности и признательности хочу выразить ветеранам МВД, которые не забывают о нас, оказывают большую помощь в деле воспитания и обучения молодого поколения. Передают свои знания и опыт. А пожелать хочу успехов в службе и тепла в доме. Здоровья, мира и добра.

Система Orphus

Отправить комментарий