В канун Дня уголовного розыска России, которому исполняется 95 лет, корреспондент наведалась в отдел полиции №1 УМВД России по Сыктывкару.
Подразделение обслуживает территорию микрорайона Орбиты, начиная от улицы Орджоникидзе и заканчивая Човским мостом. Один из опытных сотрудников – оперуполномоченный Григорий Хабаров – закреплен за поселками Верхний Чов и Нижний Чов. С какими преступлениями приходится сталкиваться сегодня? Почему народ доверяет свои «кровные» аферистам? Об этом – наша беседа.
Оставил без связи ряд учреждений
Сразу оговоримся, что Григорию Васильевичу приходится раскрывать все происходящие в закрепленной за ним зоне преступления: как сам выражается, от кражи носков до убийств. Какие же из них самые тяжелые для раскрытия?
– Самые сложные категории преступлений – это кражи на предприятиях различных форм собственности, – начинает свой рассказ Григорий Васильевич. – Их всегда трудно раскрывать по горячим следам, потому что вокруг все свои, и грешить поначалу, кажется, не на кого. Но есть и выбивающиеся из этой колеи случаи. К примеру, в прошлом году в местечке Чов в течение трех месяцев некий злоумышленник воровал кабели связи. В итоге у нескольких предприятий возникали перебои со связью.
Выйти на личность преступника Григорию и его коллегам удалось в ходе опросов населения. Один из бдительных жителей рассказал оперативникам, что как-то видел лазавшего на столб мужчину неопрятного вида. Оказалось, это бездомный, которому 40 лет, который и обитал в каморке возле ценных кабелей. Выехав на место, полицейские задержали его фактически с поличным. Он уже подумывал взобраться на новый столб. Вначале мужчина отпирался, но позднее показал места, где он отжигал кабели и куда их сдавал. Как выяснилось, он и не знал, что из-за нескольких сотен рублей, которые ему удалось выручить с этих краж, ряд учреждений оставались без связи…
Аферы по телефону
Еще одна примета нынешнего времени – махинации с банковскими картами. Если раньше их просто воровали или даже «брали на время» у доверчивых пенсионерок, то сегодня преступники подходят более изощренно. Они изобрели такой механизм, когда владелец карты сам добровольно переводит деньги на непонятные счета. Нереально? Мой собеседник говорит, что все очень даже реально и описывает, как это бывает:
– Неизвестные звонят человеку, представляясь работниками банка. Говорят: «Ваша карта заблокирована. Чтобы ее разблокировать, переведите такую-то сумму на такой-то номер мобильного телефона. Либо говорят, что с картой какие-то неизвестные пытаются провести манипуляции, а потому деньги лучше пока перечислить туда-то». Многие бегут сломя голову переводить средства, не задумываясь о том, что надо позвонить в службу поддержки банка или даже просто элементарно проверить баланс карточки. А после операции через банкомат тут же перезванивают человеку, а его и след простыл…
На мое предположение, мол, может, это новый вид гипноза, оперуполномоченный улыбается и возражает: «Да скорее всего, просто от незнания. Практика показывает, что люди до сих пор верят на слово таким липовым сотрудникам банков». На вопросы о суммах, переведенных гражданами средств, поясняет: в каждом случае разные. Но пока своеобразный «рекорд», зафиксированный оперативниками – сумма с пятью нулями.
Причем сложность, по его словам, в том, что потерпевший из Сыктывкара и дело возбуждается в нашем горотделе. А звонившие, как правило, даже не из Коми, в момент звонка находятся в других регионах. Сим-карты с телефонов потом выбрасывают, и попробуй такого афериста найди. Но все равно личность мошенника в силу понятных причин установить довольно проблематично.
Впрочем, не все так плохо. На сообщения типа «Саша, я разбился под Ухтой, срочно переведи мне 5 тысяч на этот телефон» или «Ваш сын задержан с наркотиками, перечислите такую-то сумму» уже мало кто реагирует. «Больше, чем за родственников люди все-таки теперь боятся за свои деньги, – поясняет мне Григорий Васильевич. – Как видите, нет худа без добра. Надеюсь, скоро все-таки большая часть населения услышат наши призывы: в случае звонка какого-либо оператора банка, не поленитесь позвонить или даже сходить в отделение банка. Ведь вы можете лишиться кровных!».
Купил велосипед? Фотографируй!
Еще одной головной болью сотрудников уголовного розыска по-прежнему остаются кражи телефонов. Причем нередко воруют их друзья потерпевшего или даже родственники. Народ почему-то беспечно относится к имуществу, которое нередко стоит больше 20 тысяч рублей. Иные могут выпить в малознакомой компании, а потом очнуться уже без мобильного друга… Попутно Григорий Хабаров говорит и о такой детали: многие пишут в своих заявлениях, что у них украли телефон. А по факту выясняется, что сами выронили, находясь в изрядном подпитии. «Не надо этого бояться, писать, что потерял телефон. Мы точно также будем его искать. А то ведь потом опрашиваешь человека, который просто нашел в грязи сотовый и им пользуется», – дополняет собеседник.
Но эти преступления сотрудники наловчились раскрывать в относительно короткие сроки. Телефон все-таки можно отследить благодаря новейшим достижениям прогресса, даже если на нем уже сменили сим-карту и находится он в другом регионе.
Что касается подростковой преступности, то в последнее время настоящей «эпидемией» стали с их стороны … кражи велосипедов. Как правило, их совершают подростки до 16-ти лет.
Сами же дети и подростки бросают двухколесный транспорт где угодно. А ведь стоит он недешево. Причем даже специальные средства защиты не дают гарантию. Некоторые по сей день оставляют железных коней в подъездах, надеясь на порядочность соседей, мол, у нас же не воруют. Другие оправдываются: «У нас домофон, посторонних нет». Но потом, лишившись дорого имущества, горько сожалеют о своей беспечности.
Ведь в тот же подъезд можно попасть любому человеку, зайти вместе с кем-то, либо представившись почтальонами. А недавно Григорию Хабарову пришлось выехать по преступлению, когда нерадивый владелец двухколесного транспорта и вовсе бросил его на улице у магазина. Подспудно на рост этих преступлений влияет тот факт, что они хорошо продаются на рынке. Там даже и не спрашивают документы на них. Заметно осложняет работу оперативников тот факт, что при продажах в магазинах не пишут номер рамы велосипеда, модель и так далее. А потому сами владельцы уже после пропажи идут в торговые точки за этим. А это все дополнительное время. Велосипедов в Сыктывкаре – тьма тьмущая. Так что желательно владельцам фотографировать велосипеды, оборудовать его так, чтобы он отличался от остальных. Тогда мы уже точно будем знать, что искать – говорит мой собеседник. Впрочем, в последнее время сотрудники подразделений совершают рейды по проверкам на улице всех попадающихся людей на велосипедах. Впрочем, у сотрудников подразделений уже сформирована своя база двухколесного транспорта по итогам таких рейдов.
– Так что если вас остановил наряд ППС, ОВО или ГИБДД и просит показать номера на велосипеде, не пугайтесь. Это такой метод профилактики. У разных подразделений даже сформированы отдельные базы учета велосипедов с фото. Она здорово потом помогает в работе.
Отправить комментарий