- Научная судьба Питирима Сорокина связана с тремя русскими революциями. Принято считать, что третья русская революция, произошедшая в 80-х-90-х годах прошлого столетия, слом советской цивилизации, произошедший по той схеме, которую описывал П. Сорокин, изменила судьбу его трудов и идей. Как и почему в нашей республике возник интерес к наследию П. Сорокина?
- Мне кажется, все-таки, что «схему слома» Советского Союза Питирим Сорокин не описывал в прямом смысле этого термина. Скорее, можно говорить о том, что ученый хорошо чувствовал уязвимые места советского государства и образа жизни его жителей. И предвидел серьезные проблемы, которые, как он считал, могут в СССР обостриться. В какой-то части его предвидения можно считать сбывшимися. Могу сказать в этой связи немного о другом – социологические труды Сорокина очень привлекали замечательного математика, философа и правозащитники Револьта Пименова, работавшего в 80-ые годы в Коми научном центре. Полагаю, что Сорокин оказал влияние и на знаменитые программные статьи академика Сахарова (дружившего с Пименовым) этого же примерно времени, искавшего пути мягкой эволюции советской системы. Но Сахарова, как мне представляется, попытались услышать тогда, когда было уже слишком поздно. Вообще же, ХХ век показал, что страны, правительства и народы не были готовы слушать предостережение великих ученых, обладавших, к тому же, обостренной совестью. Это во многом относится и к наследию Питирима Сорокина…
- Считается, что конце 80-х годов Республика Коми неожиданно обрела именитого земляка с мировой известностью, о которой общественность ранее не подозревала. Так ли это?
- Это не совсем так. Все-таки этнографические статьи раннего Сорокина цитировали уже в 70-ые годы. Например, такие замечательные историки, как Любомир Жеребцов и Элеонора Савельева. Поэтому в кругу гуманитариев это имя, конечно, было известно. Другое дело, что почти никто (и я в том числе) не представлял, в чем суть его социологических идей и как выглядела эволюция политических взглядов. Сейчас все основные труды Сорокина доступны. Другое дело, что читают их сейчас, будем откровенны, единицы. Раньше было интересно, но не было доступа, теперь – пожалуйста, но круг читателей очень узок. Возможно, присвоение имени Питирима Сорокина Сыктывкарскому университету несколько улучшит ситуацию. Хотя надеяться на коренные изменения не приходится…
- Кто стоял у истоков сорокиноведения в республике?
- Я бы назвал несколько имен. Если не ошибаюсь, то первым о Питириме Сорокине благожелательно заговорил в Коми замечательный журналист и социолог Владимир Шаронов (он теперь руководит филиалом ВГТРК в Калининграде). Много сделавший также и для того, чтобы читающей публике стало известно имя и труды великого русского религиозного философа Льва Платоновича Карсавина, чей земной путь закончился в 1953 году в интинском лагере… После Владимира и его ленинградского коллеги Игоря Голосенко, автора первой известной мне книги о Сорокине на русском (изданной в Сыктывкаре), биографию и труды ученого глубоко изучали Павел Кротов, Николай Зюзев и Владимир Ильин. Лично мне особенно интересна переписка ученого с «великими мира сего». Эту публикацию замечательно подготовил Павел Кротов. Мы с моим другом, профессором Виктором Семеновым как-то пытались популяризировать этнографические работы нашего великого земляка. Выходила подготовленная нами книжка «Питирим Сорокин. Этнографические этюды». Невероятный взрыв интереса вызвала в свое время публикация на страницах «Молодежи Севера» глав автобиографического романа социолога «A long journey» («Долгий путь»). Это было в 1988 году, мы готовили тогда перевод вместе с П.П.Кротовым. А когда перевели главу о Кронштадтском мятеже и беспрецедентной жестокости большевиков, его подавивших, то стали сомневаться, надо ли это публиковать… В то время публичная правда о красном терроре несла в себе еще заметные опасности. Надо отдать должное нашему покойному другу Александру Зелинскому, тогдашнему редактору молодежной газеты. Он имел гражданское мужество опубликовать, на свой страх и риск, наши переводы. Они на многих произвели тогда абсолютно оглушительное впечатление….
- Насколько удалась организация социологического образования в Республике Коми?
-Тут вот какая история. Мне кажется, что нынешнее положение дел в экономике и политике, строго говоря, не очень предполагает настоящую социологию. И в стране, и в регионе. Нет реального общественного запроса. Но он, мне кажется, появится в очень скором времени. Тогда на качественно новый уровень выйдет и университетская социология…
- В чем значение альманаха "Рубеж"? Какова история его издания?
- Если не ошибаюсь, то идея издавать «Рубеж» принадлежала социологу Владимиру Ильину. И он долго оставался его главным редактором. Это был очень качественный проект, справедливо претендовавший (как мне кажется) на интеллектуальную элитарность. Но массового читателя ровно по этой же причине он не нашел. И найти не мог, да впрочем, кажется, Владимир Ильин к этому и не стремился. В этой связи хочу добавить вот что. Сорокин, действительно, мировая величина науки ХХ века. «Суперзвезда», так сказать. Но «звезда социологии» - это ведь не футболист Марадона и не певца Мадонна. Это надо понимать и не испытывать иллюзий на предмет, допустим, туристической привлекательности имени Питирима Сорокина. Двадцать лет назад такие иллюзии были…
- Еще в 2012 году в своей статье "Метафизика Сыктывкара" (журнал "Знай наших", № 33) Вы высказали следующую идею: " Если бы Коммунистическая стала проспектом Святителей Пермских, Интернациональная — улицей Василия Налимова, а университет получил бы имя Питирима Сорокина, то расширился бы тот самый контекст, который дает простор для метафизических интерпретаций, делающих облик города — региона — страны неповторимым и привлекательным, дающим ощущение глубокой причастности к «местному» социуму и его традициям…".
- Сейчас решение о присвоении СыктГУ имени П. Сорокина фактически принято. Каким образом может быть расширен контекст, какие шаги для этого должно предпринять научное сообщество? -Это очень хороший и важный вопрос. С нашей землей связана жизнь, судьба и творчество великого художника Василия Кандинского, глубокого философа Льва Карсавина, этнографа Василия Налимова и чрезвычайно интересного мыслителя, его сына Василия Васильевича, выдающегося государственного деятеля Израиля Менахема Бегина. Этот список легко продолжить. Уверен, что чем больше у нас будет семинаров, конференций, каких-то слушаний, изданий, актуализирующих наследие ученых, философов, государственных и церковных деятелей, поэтов и художников, связанных с Коми, тем интереснее и ярче будет наш интеллектуальный ландшафт…
Отправить комментарий