В середине декабря балетная труппа Театра оперы и балета Республики Коми возвращается из самых длительных в ее истории гастролей. В Великобритании коллектив представляет две жемчужины русского и мирового балета, произведения П. И. Чайковского – «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу».
Эти гастроли стали настоящим испытанием наших артистов. Почти два с половиной месяца практически ежедневные спектакли (иногда и по два спектакля в день), многочисленные переезды и небольшие передышки для восстановления во время редких выходных дней. Однако, как отмечает главный балетмейстер театра Борис Мягков, с этими трудностями наши артисты справляются, приобретая при этом незаменимый опыт взаимозаменяемости на сцене. И, действительно, необходимость, продиктованная таким плотным графиком, заставила практически всех балерин и танцовщиков расширить свои репертуарные списки и выучить сразу несколько партий в каждом балете.
Также образовалась отличная возможность взаимного обмена профессиональными балетными тонкостями с приглашенными артистами из Уфы и Чебоксар, которые вместе с нашей труппой отправились покорять Туманный Альбион. Это солисты Башкирского Государственного театра оперы и балета: заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана Гузель Сулейманова и заслуженный артист Башкортостана Дмитрий Марасанов, а также солисты Чувашского Государственного театра оперы и балета Ольга Прыткова и Станислав Культин.
Одно из слов, которым можно охарактеризовать гастроли по Великобритании, – это «впечатление». Отсутствие стационарных трупп, способных показывать классический балет в посещаемых городах, конечно, играет свою роль. Изредка заезжающие балетные труппы не сравнятся с полномасштабным показом больших балетных постановок. Поэтому все спектакли проходили с полным аншлагом, при этом иногда билеты были раскуплены за несколько недель до спектакля. Так было, например, в городе Stevenage (графство Хертфордшир) или в городе Галифаксе (Западный Йоркшир), где зрители не имели возможность видеть балет практически в течение шести лет. И во всех городах зрительская аудитория очень тепло принимает артистов.
Особенно англичанам нравится самый известный из балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Выходя из зала, зрители напевают запомнившиеся мелодии. И это совершенно справедливо, этот балет стоит занести в Книгу Рекордов Гиннесса как самое исполняемое по всему миру балетное произведение. Это визитная карточка русского балета. Особенно журналисты и зрители восхищаются артистами кордебалета, которые как раз и раскрываются в «Лебедином озере». Они отмечают их слаженную работу, точность движений и чувственную передачу образов лебедей. В Великобритании, на удивление, не принято дарить цветов артистам. Часто их приносят в гримерки уже после спектакля. Однако даже в таких условиях наши соотечественники, которые теперь проживают в Великобритании, несмотря на строгий театральный этикет, приходят на спектакли с букетами.
Самые яркие и запоминающиеся впечатления у нашей балетной труппы, конечно же, от театров и спектаклей. В Великобритании даже небольшие провинциальные города имеют замечательные театры и зрительные залы: обустройство партера, балконов, грамотное круговое строение зала, как это принято в театрах Западной Европы и США. Практически все сцены, на которых выступали наши артисты, покатые, приноровиться к ним не так легко, это сценические площадки, на которых проходят показы разного рода театрального продукта, но при этом они достаточно легко трансформируются под любую из его форм, будь то опера, классический балет, танцевальные постановки, драматические спектакли или выступление оркестров, музыкальных групп.
В Великобритании существуют два вида театров по своему устройству: частные и муниципальные. Заботясь о том, чтобы каждые из этих видов был доступен любому жителю и гостю города, муниципалитеты организовывают наличие специальных билетов по доступной цене, а также значительных скидок для пенсионеров. Это, конечно, привлекает. Но не менее вызывает уважение отношение к людям с ограниченными возможностями. Практически каждый театр имеет лифт для колясок, и также обеспечивается свобода передвижения внутри самого здания: доступность всех помещений.
График выступлений наших артистов разделился достаточно интересным образом: в первой половине гастрольного тура они представляли балеты в небольших городах, а вот крупные ожидают их в конце гастролей. Одним из самых запоминающихся городов стал Skegness (Линкольншир) у Северного моря. Также понравился город Shrewbury (Шропшир), и это во многом благодаря очень хорошей сценической площадке и оборудованию. По словам директора театра В. И. Судаковой, это, наверное, идеальный театр: он устроен таким образом, что подчеркивает красоту декораций, костюмов, хореографии. Несмотря на то, что вывозился гастрольный вариант оформления балетов, зрители восхищались количеством декораций и костюмов.
Особенной гордостью является то, что наша труппа имела честь выступать на родине Уильяма Шекспира в городе Страдфорд (Уорикшир). Там у артистов была экскурсионная программа: они смогли посмотреть церковь, которая запечатлела почти всю жизнь великого англичанина: рождение, женитьбу и смерть. Также у них выдался свободный день, который они провели в Лондоне и увидели большинство достопримечательностей столицы Великобритании.
С 5 ноября балетная труппа Театра оперы и балета РК выступает в сопровождении оркестра. К ним присоединился Белорусский государственный академический симфонический оркестр под управлением маэстро Андрея Галанова. Оркестр является одним из старейших на территории бывшего СССР, он образован в 1927 году.
Гастроли нашего театра на гостеприимной английской земле завершатся 15 декабря выступлениями на острове Джерси, расположенном в проливе Ла-Манш. С его территории уже можно разглядеть, точнее даже увидеть французскую землю. Именно поэтому для посещения Джерси необходимо специальное разрешение и восьмичасовое ожидание на борту парома. Но наверняка подобные сложности будут вознаграждены восторженным приемом, поскольку профессиональные балетные постановки – редкие гости в этой части Великобритании.
Отправить комментарий