26 апреля – дата, известная в современной мировой истории, как одна из самых скорбных и трагичных. В 2014 году в этот день исполняется 28 лет со дня крупнейшей техногенной катастрофы на Земле, катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Тогда на атомную станцию для ликвидации ужасающих по масштабу последствий было направлено порядка 600 тысяч человек, не стали исключением и жители Республики Коми, города Сыктывкара, Эжвы.
Молчанов Валерий Иванович – эжвинец, один из таких самоотверженных людей. Пробыл на аварии в 30-колометровой зоне отчуждения почти 3 месяца с 26 октября по 14 января 1986 г.
Ему было 34, когда пришла повестка с военкомата. На тот момент работал водителем в Сыктывкарском хозрасчетном участке. В общем, все как у всех, житейские будни: работа, дети, семья.
- Нас забрали 13 октября, всего 5 человек: 3 из Эжвы, 2 из Сыктывкара. До места ехали по маршруту Княжпогост (оттуда уже выезжала партия в 50 чел.) – Котлас-Киров-Златоуст – Украина. Ехали, как партизаны, повестка была на военные сборы, - вспоминает Валерий Иванович. – Но мы знали… везут в Чернобыль.
Когда прибыли, нас расформировали по взводам. Попали в химический батальон. Там почти все работали водителями – техники было много, только барахлила постоянно. Кроме этого осуществляли дезактивацию районов: снимали дерн, грузили и вывозили мебель и прочие предметы, все это закапывали. Вид местности конечно жуткий был! Город-призрак: никого нет, разруха, пустые, открытые дома, хотя на тот момент все цвело, и даже яблоки на ветках висели…Тогда были уничтожены и захоронены сотни ближайших мелких населённых пунктов.
Бывали на самой атомной станции. Нас туда возили 3 дня подряд на чистку крыши от оставшейся радиации и осколков с энергоблоков. На месте находились 1-1,5 минуты. Заходили и выходили сменными партиями под сигнал сирены. Ход действий объясняли на специальных мониторах – в общем, кто, что и как успевал.
А потом проверка… проверка на облучение – измеряли одежду, обувь – все, что было. Если прибор показывал выше положенного – сразу отправляли домой…Конечно же всей правды не говорили…После заходов долгий душ и минеральная вода.
Произошел при мне такой случай: на крыше после «воя» сирены, когда всем нам следовало уходить, остался один парень. Работавшие на месте спасатели среагировали и вытащили его, отвезли в часть и сразу отправили домой. Какую дозу он получил и жив ли сейчас, никто не знает.
Из хороших воспоминаний:
Жили неплохо, в части был кинотеатр, спортивный зал, хорошая столовая и продукты.
На Родину возвращались раздельно.
- Поехал сразу через Москву, не стал забирать гражданские вещи, они в Златоусте оставались. Повезло, что в поезде ехал старший лейтенант, он выдал все необходимые документы. В Москве остановился у брата и уже через несколько дней был дома.
Прибыв из Чернобыля, Валерий Иванович вернулся к спокойной жизни. Кстати, сразу пошел на работу.
Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
В 2000 г. по собственному запросу ему прислали справку о полученных герцах. От увиденного пошли слезы на глазах. Но обиды он ни на кого не держит. К произошедшему относится философски.
- Кому какая судьба достается. Все это уже прошло. Самое главное, что живой.
Отправить комментарий